Новейший спонсор с автоматическими выплатами и без минималки!

Слово «велосипед», в дословном переводе с французского, означает «быстрые ноги». По сути, это вид транспорта, движущийся с помощью силы человеческих мускул, которая направлена на ножные педали. Обычно у велосипеда два колеса, однако существуют модификации с одним, тремя и даже четырьмя колесами.

«Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём» - таково определение велосипеда в российских правилах дорожного движения.

Велосипед, без сомнения, можно назвать наиболее распространенным в мире средством перемещения. На планете насчитывается более миллиарда велосипедов, и их численность постоянно растет. Причина – их доступность, легкий вес, экономичность, небольшой размер и относительная безопасность.

Согласно данным социологического опроса, проведенного в 2005 году в Великобритании велосипед был признан наиболее важным для человечества техническим изобретением с 1880 года. Большая часть жителей Туманного Альбиона выбрало важнейшим именно двухколесное средство передвижения, оценив по достоинству его историческую и социальную роль.





Можно ли представить себе сегодня современного сельского



жителя без велосипеда? В принципе можно. Однако те, у кого этот самый велосипед все-таки имеется, скорее всего, согласятся, что как средство передвижения по пересеченной сельской местности это вещь замечательная. Правда, счастливые обладатели велосипеда вряд ли когда-нибудь задавались вопросом: а как, собственно, возникло это средство передвижения? Между тем можно раскопать в архивах целую увлекательную историю, связанную с биографией этого уникального "быстронога".

В арсенале изобретателя самые разные "ЮРМАКи" - модели "Юрий Макаров": двухшинный велосипед с высокой проходимостью - по грязи, снегу, песку, пашне, трехколесная машина для инвалидов, детский, спортивный велосипед, позволяющий развивать скорость поболее знаменитых трековых моделей и преодолевать крутые подъемы. На Московском между народном салоне промышленной собственности Юрий Алексеевич Макаров был удостоен Большой золотой медали "Архимед-99". Его "ЮРМАК" демонстрировался на выставке техники будущего в Милане, но без присутствия автора. Опытный образец и был продан знающим толк в таких машинах иностранцам. Макаров в результате этой "сделки" остался и без велосипеда, и без денег. Руководители же наших промышленных гигантов, таких как пермский, саранский, пензенский велозаводы, похоже, еще не созрели до постановки на конвейер изобретений Макарова. Видимо, не зря его велосипед стал объектом пристального внимания именно на выставке техники будущего. Вопрос только в том, сколь отдаленного для России?

 

 

Начнем как раз со слова "быстроног". Так окрестил свое хитроумное изобретение немецкий барон фон Драйз. Машину, на которой летним утром 1817 года барон в присутствии многих зрителей обогнал почтовую карету, можно с некоторой натяжкой назвать прообразом велосипеда. Она напоминала самокат, поскольку, преодолевая за 4 часа расстояние в 70 км, барон фон Драйз всю дорогу отталкивался от земли ногами. Правда, у конструкции в отличие от самоката был руль и мягкое сиденье.
Свое изобретение фон Драйз решил назвать на латинский манер, соединив два слова "velocie" (быстрый) и "pedis" (нога), - так появился на свет "быстроног", или велосипед.
КТО ЖЕ БЫЛ ПЕРВЫМ?
Официально считается, что велосипеду не более 200 лет. Но ведь он состоит из простых, давно известных деталей: колес, шестерен, кривошипно-шатунного механизма. Колесо известно уже 6000 лет. Шестерни использовались в Древнем Риме во II-I веках до нашей эры. Началом нашей эры датируется рождение кривошипа. Выходит, что велосипед могли изобрести, по крайней мере, 2000 лет назад. Возможно, так оно и было. Во всяком случае, в одном из музеев Рима находится саркофаг, на котором изображен человек, едущий на устройстве, очень похожем на велосипед. Саркофагу 2000 лет. И на стенах развалин Древнего Египта, Вавилона, Помпеи тоже есть изображения подобных машин.
Так кто же все-таки был первым? Что касается России, то у нас первая конструкция, похожая на велосипед, была создана мастеровым из городка Верхотурье на Урале Ефимом Артамоновым. История его изобретения неизвестна. Лишь в "Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии", изданном в 1910 году, можно прочесть: "Мастеровой уральских заводов Артамонов в 1801 году бегал во время коронации на изобретенном им велосипеде". У этого средства передвижения был руль, педали, седло. Вся конструкция была железной. Ведущее колесо - переднее - в рост человека, заднее - вдвое меньше. Видимо, потому, что человек, сидя на таком велосипеде, напоминал чем-то паука, эти машины и прозвали "пауками".
Следует заметить, что Артамонов все-таки не был прародителем этого "паучьего" поколения велосипедов. У него были предшественники в Европе. Там уже в XVII веке выпускались большие "пауки" для взрослых, а для малышей - "паучки".
Велосипеды-"пауки" были неустойчивы и небезопасны. Остановить "паука" во время спуска под гору было очень трудно, поскольку тормоза на первом колесе появились лишь в 1853 году. Однако велосипедист перестал быть рабом двухколесной машины только после того, как на велосипеде появилась цепь. После этого конструкция приобрела современный вид, оставаясь, правда, достаточно тяжелой. Весил этот "скакун" более тридцати килограммов, а на неровных дорогах трясся так, что остряки прозвали его костотрясом. Вскоре тяжелые деревянные колеса были заменены более легкими и прочными, со стальными спицами.
НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ
Шотландский ветеринарный врач Данлоп долго наблюдал за сыном, у которого от тряски во время езды на велосипеде буквально стучали зубы. Потом он взял обыкновенный садовый шланг, отрезал от него подходящий кусок, наполнил водой, а образовавшееся кольцо надел на обод колеса. Зубы у сына стучать перестали, но колеса оказались очень тяжелыми. Тогда Данлоп заменил воду воздухом. Для накачки шин он изобрел вентиль и воздушный насос, получив патент на свое изобретение.
Можно считать, что именно с этого времени велосипед стал незаменимым спутником человека. И по сей день это самое любимое средство передвижения почтальонов, особенно сельских. В конце прошлого века в России придумали велосипед для охотников. На нем можно было возить ружье, которое мгновенно снималось и не мешало при езде. Охотничий велосипед снабжался и палаткой-скаткой, помещавшейся под седлом. Попробовали было использовать велосипед для вспашки земли, но безуспешно - педальное усилие пахаря оказалось слишком малым. Зато пристроенный к велосипеду культиватор позволил обрабатывать междурядья на полях.
Военные, естественно, тоже не обошли стороной это изобретение. В конце XIX века специальный военный самокат появился почти во всех европейских странах.
НАД ЗЕМЛЕЙ И ПОД ВОДОЙ
Наверняка многие катались на водном велосипеде, а вот на подводном - довелось не каждому. На нем ноги вращают не колеса, а поршневой насос водного действия, то есть аппарат приводится в действие водометом. Такой велосипед может двигаться по прямой, менять направление, висеть на месте, погружаться вглубь, всплывать.
Попытки поднять велосипед на воздух делались уже в прошлом веке. "Известная французская фирма "Пежо" пожертвует приз в 10 тыс. франков тому изобретателю, который первым пролетит, поднявшись своими силами с ровной площадки, без всякого уклона, хотя бы только метров десять", - сообщил своим читателям журнал "Русский спорт" в 1912 году. В 1921 году приз получил французский велогонщик Пулен. Правда, его самолет-велосипед скорее прыгал, чем летал. В наше время на велосипеде уже летали через пролив Ла-Манш.
Вот так, начавшись в сущности с "костотряса", велосипед стал великолепной скоростной машиной, победив при этом не только российское бездорожье, но и скоростные трассы, водную стихию и небеса.
КРУТИ ПЕДАЛИ НАЗАД
"Этого не может быть!" - заявили директора велозаводов, когда некий "чудак" явил их взору нечто действительно невообразимое. Сконструированный и изготовленный им велосипед ехал вперед при вращении педалей в обратном направлении. Сам по себе этот факт можно было бы отнести к разряду веселых технических курьезов, если бы не одно обстоятельство - оборот педалей велосипеда давал десять метров движения вперед. Мало того, на своем "велике" изобретатель спокойно тянул на буксире микроавтобус, без видимого напряжения преодолевая крутые подъемы, с нехитрым устройством перевозил грузы в сто и более килограммов... После этого у очевидцев уже не вызвало сомнения утверждение автора, что на его велосипеде можно и пахать.
Имя человека, посягнувшего на основы основ веломеханики, - Юрий Алексеевич Макаров, изобретатель милостью божьей, кандидат физико-математических наук, принимавший участие в испытаниях более десятка видов атомного и водородного оружия. Для оборонной отрасли Юрий Макаров создал логарифмический усилитель, полихроматические и голографические системы контроля... Дипломы на изобретения красуются по всей его квартире. Но нашей "оборонкой" они не востребованы. И вот на вынужденном досуге в поле его изобретательского зрения и попал... велосипед.
Отставной "оборонщик" обратил внимание на то, как начинают осваивать велосипед маленькие дети. Когда ребят сажают в седло, они принимаются крутить педали назад. А чтобы перестроиться, малыш должен ломать свое интуитивное представление о биофизических процессах. Если большинство родителей, наблюдая этот странный факт, ограничиваются обучением отпрысков правильно крутить педали, то изобретатель мимо такого неожиданного открытия пройти равнодушно не мог. Макаров начал с изучения, казалось бы, давно изученной физиологии человека.
И вот что он понял: если мы крутим педали вперед, то напрягаем при этом грудную клетку; если же вертим назад, грудь распрямляется, поскольку в работу включается другая группа мышц. Рычаг воздействия на педаль увеличивается на длину стопы велосипедиста, и сил надо прикладывать меньше
Это на первый взгляд не бог весть какое открытие и повлекло за собой совершенно не ординарное техническое воплощение: Юрий Макаров сотворил из велосипедного хлама машину, позволяющую производить вращение педалей как вперед, так и назад. При этом он конструктивно изменил цепную передачу, которая обеспечила максимальный КПД; сделал коробку скоростей для выравнивания движения при смене прилагаемых усилий. На велосипеде Макарова можно ехать, всего лишь покачивая педали вперед-назад, сохраняя при этом значительную скорость.
Сегодня у покусителя велосипедной механики два запатентованных механизма. В одном - добавлена вторая цепь, позволяющая производить вращение назад и двигаться вперед. В другом - цепь одна, но охватывает своеобразной лентой Мебиуса все движущие колесо передаточные механизмы.

Велосипед и здоровье

Пользу велосипеда для здоровья невозможно переоценить. Прежде всего, вы получаете великолепную аэробную нагрузку. Во время катания укрепляются мышцы ног, уходит лишний жир с бедер и живота, улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшается выносливость и координация. Катание на велосипеде полезно для организма не меньше, чем спортивный бег, а удовольствия вы получаете гораздо больше. Велотренажеры есть во всех спортзалах, но занятия на них не идут ни в какое сравнение с велопрогулками в парке, по лесу или за городом – удовольствие от них вообще трудно сравнить с чем-либо.

Насущной проблемой многих людей является варикозное расширение вен. Регулярные велосипедные прогулки помогают предупредить развитие этого заболевания. Профилактика заключается в том, что кровь в венах быстро двигается и не застаивается благодаря вращательным движениям ногами. Если вы имеете предрасположенность к варикозному расширению вен, катание на велосипеде – то, что вам нужно. Известно ведь, что болезнь проще предупредить, чем вылечить. А регулярная езда – лучшая профилактика, которая сохранит ваши ноги здоровыми.

Множество подростков и молодых людей страдает от ВСД. Вегето-сосудистая дистония – заболевание чрезвычайно распространенное. Симптомы ее – потемнение в глазах при резкой смене положения, частые обмороки, потливость ладоней, скачущий пульс, покалывания в области груди. Велосипед и в этом случае придет на помощь! Регулярные поездки – лучшее средство для борьбы с этой неприятной болезнью.

Кроме огромного удовольствия, регулярная езда на велосипеде будет укреплять и тренировать сердце и сосуды и сделает ваш организм более выносливым, снизит усталость после работы, ваш сон будет здоровым и просыпаться вы будете, полным сил. Во время движения на велосипеде вы вдыхаете больше воздуха, чем обычно, соответственно, ваши легкие работают в полную силу, приходит в норму обмен веществ. Каждый орган, включая головной мозг, получает намного больше питательных веществ с кровью и кислородом, ведь вы находитесь на свежем воздухе! Мышцы ног укрепляются, кроме того, органы малого таза получают больше крови! Если вы – заядлый курильщик, велосипед поможет очистить легкие от смол и никотина, а общая сопротивляемость инфекциям (иммунитет) возрастет. Согласно данным медицинских исследований, велосипедисты в холодное время года на 70% реже простужаются и болеют гриппом и ОРВИ.

Если уровень вашей физической подготовки не очень высок, нужно подготовиться к регулярным велопрогулкам. В этом вам поможет утренняя зарядка, причем особое внимание следует уделить мышцам ног и спины. Очень полезно упражнение «велосипед» - вращение приподнятыми ногами в положении лежа. Начинать готовиться к поездкам на велосипеде желательно хотя бы за неделю до первого выезда.



Если вы хотите не просто прийти в форму, а значительно сбросить вес, катаясь на велосипеде, заниматься этим придется каждый день. При катании сжигается большое количество жиров, чтобы сохранить красивую фигуру и упругие мышцы, катайтесь не меньше 45 минут каждый день. Не следует начинать тренировку сразу после еды или перед ней. В достижении желаемого результата поможет переход на низкокалорийную пищу.

Кроме полезных физических нагрузок, велосипед позитивно влияет и на эмоциональное состояние. Самое главное – укрепляется нервная система, человек отвлекается от проблем и навязчивых мыслей, отступают повседневные заботы, повышается общее самочувствие и настроение. Хотите найти единомышленников или просто скучно кататься одному? Вам помогут турагенства. Многие туристические фирмы организовывают велосипедные туры по красивейшим местам нашей страны. Такой велотур, как разновидность активного отдыха, поможет не только укрепиться физически и эмоционально, улучшить фигуру, но и подарить себе множество замечательных незабываемых впечатлений, увидеть множество достопримечательностей, проехаться по красивым маршрутам.

Не забывайте, что при езде на велосипеде всегда нужно помнить о некоторых предосторожностях! Падение, даже на невысокой скорости, может спровоцировать травму. Соблюдайте правила дорожного движения и элементарную осторожность на оживленных улицах и перекрестках с интенсивным движением. Перед каждым выездом внимательно проверяйте техническое состояние основных узлов вашего велосипеда: колес, цепи, всех гаек и болтов. Ваша безопасность зависит не только от умения ездить и внимательности, но и от исправности вашего велосипеда!

Но не забывайте и о предосторожностях! Неудачное падение может привести к травме. Будьте предельно осторожны и внимательны на улицах с оживлённым движением! Перед поездкой проверяйте состояние велосипеда: хорошо ли работает тормоз, накачаны ли шины, подкручены ли гайки и болты, не провисает ли цепь. От технической исправности велосипеда зависит ваша безопасность!

История велосипеда

Далекими предками современных велосипедов являются двухколесные деревянные самокаты. Когда они появились, доподлинно неизвестно. Но уже на древних фресках мы можем увидеть их изображения.

А 1761 годом датируется первое упоминание об изготовлении транспортного средства, позволявшего передвигаться, сидя на нем верхом и отталкиваясь от земли ногами. Деревянный самокат был изготовлен германским каретным мастером М. Касслером. «Селярифер», устройство которого было очень похоже на самокат Касслера в 1791 году создал граф де Сиврак. Но доверять этим данным не стоит, так как они весьма противоречивы, и не исключено, что являются обычной легендой.

Скорее всего не соответствует действительности и история крепостного Артамонова, которому приписывают создание велосипеда приблизительно в 1800 году. Согласно легенде, Артамонов не только сконструировал двухколесного «коня», но и успешно преодолел на нем нешуточное расстояние (более 2000 верст) от родного села Верхотурье, что на Урале, до столицы. Так что Артамонов, если верить сказанию совершил первый в истории велопробег. За такое ценное изобретение крепостному и его семье якобы дали «вольную». На артамоновский велосипед сейчас можно полюбоваться в одном из нижнетагильских музеев. Но появился он на свет не в 1800 году, а на 70 лет позже. Это показал проведенный учеными химический анализ железа. Вероятнее всего мифический «Артамонов» - это реально живший изобретатель Е.Г. Кузнецов-Жванецкий, тоже кстати, бывший крепостным, которому, вместе с его племянником по имени Артамон, даровали свободу в начале XIX века. Но вовсе не за велосипед. Кузнецов-Жванецкий изобрел дрожки с музыкальным органом и измерителем расстояния.

Намного более заслуживающие доверия источники описывают созданную в 1808 году в Париже «тележку Бланшера», один из многих прототипов современного велосипеда, по сути, отдаленно напоминавшим самокат. Колесо в подобных «тележках» не управлялось, соответственно, двигаться они могли только по прямой.

Безусловно, велосипед не мог быть плодом усилий лишь одного человека. Множество изобретений и идей, начиная с конца 18 века, воздавали предпосылки для его появления. Пожалуй, создание велосипеда, каким мы его знаем, осуществлялось в три этапа.

Первый двухколесный самокат появился в 1817 году в Германии в 1817 году. Его создатель, профессор барон Карл фон Дрез, живший в Карлсруэ, назвал свое детище «машиной для ходьбы». Изобретение было оснащено рулем, прикрепленным к деревянной раме и напоминало велосипед, только без педалей. Назвали чудо техники по имени его автора, словом «дрезина», которое и сегодня можно услышать в русской речи.

Следующий весомый вклад в эволюцию велосипеда внес шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан. Он усовершенствовал дрезину, добавив такие привычные сегодня детали, как ножные педали и седло. Пожалуй, именно этого жителя маленькой деревушки на юге Шотландии можно назвать человеком, создавшим первый велосипед. Заднее колесо толкалось педалями, которые крепились металлическими стержнями и работали по принципу шатунов. Руль поворачивал переднее колесо, ездок располагался между двух колес. К сожалению, время популярности велосипеда тогда еще не пришло и изобретение Макмиллана осталось практически незамеченным.




Надувная шина, прототип современных камер, была запатентована в середине 19 века англичанином по фамилии Томпсон. Впрочем из-за технического несовершенства изобретение также осталось без внимания общественности.

После изобретения Макмиллана, следующим этапом развития велосипеда можно считать велосипед Пьера Лалмана, девятнадцатилетнего французского мастера, изготовлявшего детские коляски. Сначала, в 1862 году он увидел «денди-хорс» и попробовал оснастить его педалями, которые, в отличии от педалей Макмиллана, о котором Лалман ничего не знал, нужно было не толкать, а крутить. Еще через год в Париже, куда переехал Пьер, он собрал велосипед, который напоминал те, к которым мы привыкли. К счастью, изобретение не осталось незамеченным – его по достоинству оценил известный каретный инженер Пьер Мишо и крупные промышленники братья Оливье. «денди-хорсы» с педалями начали выпускать серийно. Принято считать, что человеком, предложившим сделать раму велосипеда металлической и дать устройству название «велосипед», был именно инженер Мишо. Однако первым запатентовал изобретение именно Пьер Лалман, который в 1866 году отправился за океан. Поэтому фактическим «отцом» велосипеда считается именно он.


Самым значительным этапом развития велотехники стало создание относительно безопасного велосипеда с двумя идентичными колесами небольшого диаметра. Первый велосипед с приводом на заднее колесо, названный «Летучим голландцем» был изобретен в 1870-х годах англичанином Г. Бейтсом из Кройдена. Уже в 1879 году привод со шкивами и шнуром, использовавшийся в модели Бейтса, был заменен цепным приводом. Запатентовал изобретение, названное «Байсиклеттом», Г. Лоусон.

Цепной привод на заднее колесо использовался и в безопасном велосипеде «Ровер», выпущенном в 1885 году инженерами Дж. Старли и В. Саттоном. Он был оснащен двумя одинаковыми колесами диаметром по 760 мм. Примерно тогда же был создан безопасный велосипед «Уиппет» конструкции Ч. Линли и Дж. Биггса. Отличался он рамой, которая имела форму ромба, то есть такую, которая позже стала самой распространенной, крепко зафиксированным седлом, педалями и рулем. Для смягчений неровностей дороги рама даже была оснащена двумя пружинами. Именно пружины принесли «Уиппету» большую популярность до тех пор, пока Дж. Данполом не были разработаны надувные пневматические шины, которые появились в 1889 году. Следующее десятилетие принесло немало открытий – шарикоподшипники, которые уменьшали трение между движущимися частями, переход к конвейерной сборке, использование стальных труб при создании рамы, колесные втулки с двумя и тремя скоростями, педальный тормоз и устройство, переключающее скорости цепного привода.

На этом эволюция велосипеда, естественно, не завершилась, она продолжилась во второй половине 20 века – технический прогресс не стоит на месте, на смену устаревшим материалам пришли новые. В 1974 году стали серийно производить титановые рамы, еще через год – углепластиковые. В 1983 был создан первый велокомпьютер. В 90-х годах приобрели популярность индексные системы переключения скоростей.

В 20 веке велосипед то выходил из моды, то снова оказывался на ее пике. Так, в начале века во многих странах интерес к велосипедам пропал из-за бурного распространения автотранспорта. Велосипед не считали полноценным участником дорожного движения не только со стороны водителей, даже инспектора дорожного движения относились к людям на двухколесном транспорте, как к помехе на дороге. В середине века в США велосипед вообще считался игрушкой для детей. Новый виток популярности велосипеда пришелся на 60-е года 20 века, когда в развитых странах осознали важность здорового образа жизни и серьезность проблем экологии.

© lesnik-vlad

Сделать бесплатный сайт с uCoz